Даты с:  по:
 
  • 25 июня введено в действие изменение № 2 к СП 145.13330.2012 «Дома-интернаты. Правила проектирования», утверждённое приказом Минстроя России от 24 декабря 2019 года № 857/пр. Напомним, что СП 145.13330.2012 распространяется на проектирование новых зданий, а также на реконструкцию действующих зданий домов-интернатов общего типа, специальных и психоневрологических для нуждающихся в постоянной помощи мужчин старше 65 лет и женщин старше 60 лет, а также инвалидов I и II группы старше 18 лет. СП 145.13330.2012 «Дома-интернаты. Правила проектирования» (с изменениями № 1 и № 2) включён в «Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (утвержден приказом Росстандарта от 2 апреля 2020 года № 687). Обратили внимание на значительные изменения требований пожарной безопасности, а также новые требования, которые вносятся в свод правил: Противопожарные мероприятия по эвакуации и спасению: условия безопасной эвакуации должны подтверждаться расчетом пожарного риска с учетом динамики опасных факторов пожара по ГОСТ 12.1.004 и психофизиологических возможностей МГН (маломобильных групп населения) различных категорий; жилые комнаты, предназначенные для размещения лиц, передвигающихся на креслах-колясках либо неспособных к самостоятельному передвижению, следует, как правило, размещать на первом надземном этаже; на втором этаже и выше от лифтовых холлов лифтов с режимом транспортирования пожарных подразделений должны быть предусмотрены коридоры (холлы, вестибюли), ведущие ко всем жилым помещениям. Указанные лифтовые холлы должны предусматриваться как безопасные зоны согласно СП 59.13330. Расстояние от выходов из жилых комнат до входов в лифтовые холлы лифтов для пожарных подразделений должно быть не более 60 м; число лифтов для эвакуации МГН, в том числе из пожаробезопасных зон в исполнении «для пожарных подразделений», определяют расчетом. Расчеты должны соответствовать динамике опасных факторов пожара; на всем протяжении пути эвакуации должна быть установлена ФЭС (фотолюминесцентная эвакуационная система), обеспечивающая непрерывный маршрут до эвакуационных выходов. Вдоль стен и на лестничных площадках на полу, на путях эвакуации размещаются направляющие полосы из ФЛМ (фотолюминесцентных материалов), которые должны быть неразрывным продолжением ФЛМ путей эвакуации по лестницам и пандусам. Дверные проемы эвакуационных и аварийных выходов должны быть обозначены по контуру элементами ФЛМ; двери эвакуационных и аварийных выходов должны быть оборудованы фотолюминесцентными знаками безопасности. Знаки могут быть установлены непосредственно на самой двери или на поверхности стены, прилегающей к двери, а также в комбинированном варианте. Места нахождения дверных ручек для открывания дверей (во всех помещениях либо определить каких) должны быть обозначены маркером из ФЛМ размерами не менее 50×50 мм; системы электромагнитных замков должны разблокировать двери на путях эвакуации при пожаре; из спортивных, актовых и зрительных залов, рассчитанных на 50 человек и более, следует предусматривать не менее двух эвакуационных выходов, ведущих к разным лестничным клеткам. Указанные залы должны быть оборудованы системой дымоудаления. Системы противопожарной защиты: систему оповещения и управления эвакуацией при пожаре следует предусматривать по СП 3.13130 не ниже 3-го типа с устройством обратной связи из лифтовых холлов с помещением пожарного поста; в зданиях домов-интернатов электроприемники противопожарных устройств, охранной сигнализации, лифтов, подъемных платформ для инвалидов и аварийного освещения должны относиться к первой категории надежности электроснабжения; коридоры должны быть оборудованы системой дымоудаления; на сети хозяйственно-питьевого водопровода в жилой ячейке (блоке) следует предусматривать отдельный кран для присоединения шланга (рукава) в целях его использования для пожаротушения на ранней стадии; Требования к электрооборудованию: проектирование электрооборудования систем противопожарной защиты следует выполнять с учетом требований СП 6.13130; кабели и провода, применяемые в зданиях домов-интернатов, должны быть с медными жилами; при выборе кабельных изделий следует учитывать требования пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ 31565. Другие противопожарные мероприятия: подъезд пожарных подразделений должен быть обеспечен со всех сторон здания; навесные фасадные конструкции должны быть класса конструктивной пожарной опасности К0; встроенные административные, технические помещения, производственные помещения пищеблока должны отделяться от остальной части здания противопожарными стенами 2-го типа (перегородками – 1-го типа) и перекрытиями 3-го типа. Производственные помещения пищеблока допускается отделять от обеденного зала столовой конструкциями с пределом огнестойкости EI 45.
  • 2 июля 2020 г. состоится очередная онлайн-сессия международной конференции «Перспективы и возможности современного деревянного строительства». Эксперты обсудят актуальные вопросы по обеспечению требований пожарной безопасности зданий с применением древесины от проектирования до сдачи объектов. Организаторами конференции выступают Ассоциация Деревянного Домостроения и НПО «НОРТ». Технический партнер: маркетинговое интернет-агентство А8. Темы обсуждения: «Архитектура и проектирование зданий с применением древесины» · Что необходимо учитывать при архитектуре и проектировании зданий с применением древесины с точки зрения пожарной безопасности · Распространённые ошибки в проектах. Разбор примеров · Возможные решения для соблюдения пожарных норм при проектировании · Распространенные вопросы при прохождении экспертизы проекта «Применение огнезащитных составов для древесины» · Почему важно соблюдать рекомендации производителя огнезащитного состава · Осуществление технического надзора производителем при проведении огнезащитных работ · Огнезащита и антисептирование деревянных конструкций в заводских условиях. Плюсы и минусы «Сдача в эксплуатацию объектов с применением древесины» · Особенности приёмки огнезащитных работ · Методы контроля качества выполненных огнезащитных работ · Особенности эксплуатации огнезащитных конструкций Ссылка на регистрацию
  • Росстандарт зарегистрировал СП 1.13130 «Эвакуационные пути и выходы», сообщает официальный сайт ВНИИПО МЧС России. Данный Свод правил разработан специалистами института, а также утвержден приказом МЧС России от 19 марта 2020. СП 1.13130.2020 введено в действие с 19 сентября 2020 года. Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Он является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений. Требования настоящего СП не распространяются на здания специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, горных выработок). Основные цели разработанного Свода правил: обеспечение возможности своевременной и беспрепятственной эвакуации людей; обеспечение возможности спасения людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара; защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара.
  • Проект Постановления Правительства РФ "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска" (по состоянию на 25.03.2020) В соответствии с проектом оценка пожарного риска проводится путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России. Результаты и выводы, полученные при проведении расчетов по оценке пожарного риска, используются для обоснования параметров и характеристик зданий, сооружений и строений, если указанные параметры и характеристики учитываются в указанных методиках. Результаты расчета по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета.
  • Почти на 25% выросло число нарушений пожарной безопасности в 2019 году, сообщает пресс-служба МЧС. По фактам совершения правонарушений в области пожарной безопасности в 2019 году возбуждено более 193 тыс. дел об административных правонарушениях, в то время как в 2018 году – лишь свыше 174 тыс. Государственными инспекторами по пожарному надзору назначено более 62 тысяч административных наказаний в виде штрафа.
  • В 2019 году 6 вузов МЧС России подготовили 2872 специалиста. Ежегодно Министерство увеличивает количество реализуемых образовательных программ высшего образования. Так, в 2020 году набор курсантов и студентов пройдет уже по 14 специальностям и направлениям. Для сравнения, в 2017 году их было 9. Сегодня вузы МЧС России - неотъемлемая часть общероссийской системы высшего образования. С начала учебного года во всех вузах МЧС России внедряется практико-ориентированный подход в подготовке курсантов по основным направлениям. Для будущих специалистов в области техносферной и пожарной безопасности увеличен объем практических занятий. За первые два года обучения все курсанты получат профессии «Пожарный» и «Спасатель». К образовательному процессу привлекаются специалисты реагирующих подразделений МЧС России, имеющие большой практический опыт. Кроме того, планируется усовершенствовать учебно-лабораторную и материально-техническую базы учебных заведений ведомства, а также создать единую сеть образовательного и научного пространства в области обеспечения безопасности.
  • 12 и 13 февраля т.г. во ВНИИПО МЧС России состоялось заседание Подкомитета №5 ТК №274 «Пожарная безопасность». В состав этого подкомитета входят около 70 предприятий, организаций из 111 членов ТК №274, в заседании приняли участие более 50% . На двух заседаниях рассмотрены проекты окончательных редакций трёх сводов правил (взамен ныне действующего более 10 лет без каких-либо изменений СП 5.13130.2009):     - СП «»Автоматические установки пожаротушения»; - СП «Системы пожарной сигнализации и управления»; - СП «Перечень зданий, сооружений, помещений, подлежащих оборудованию АУП и СПСиА». Евгений Мешалкин, доктор технических наук, профессор, вице-президент по науке НПО «Пульс», прокомментировал для сайта журнала RUБЕЖ итоги заседания Подкомитета №5 ТК №274:     Для более эффективной работы до даты заседания ПК-5 Палата направила во ВНИИПО в электронном виде варианты проектов названных  СП с учётом поступивших, а также собственных замечаний, предложений.     В результате очень активного обсуждения проектов названных нормативных документов, особенно СП  по АУП, и заверению их разработчиков- отделов ВНИИПО до 90%  замечаний и предложений Палаты будут учтены при подготовке окончательных редакций названных СП к  передаче на утверждение в МЧС России.     Одними из значимых изменений станут:     внесение в проект СП по АУП раздела по установкам пожаротушения тонкораспылённой водой низкого и высокого давления, модульного и агрегатного типа;     расширенное применение систем раннего обнаружения пожаров в жилых зданиях, причём не только в многоквартирных, но и одноквартирных и блокированных, где происходит до 70% пожаров и приходится около 80% погибших и травмированных;     применение в СП по СПСиА  мультикритериальных, комбинированных извещателей, аспирационных  и других систем современных средств раннего обнаружения пожаров;     расширение Перечня зданий, сооружений, подлежащих оснащению АУП и СПСиА, включая жилые здания и встроенно-пристроенные в них помещения общественного назначения, а также в которых возможно пребывание маломобильных групп населения.     Новые редакции СП существенно расширяют сферу применения современной продукции обнаружения пожаров и пожаротушения, позволяют заметно сократить число оснований для разработки и согласования Специальных технических условий. Вместе с тем, такие современные нормы требуют также существенной корректировки методик определения расчётных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях (приказы  МЧС России №382 и №404), т.к. в них до настоящего времени не принимается во внимание эффективность и надёжность тех или иных систем противопожарной защиты, не учтено их влияние на развитие опасных факторов пожара и обеспечение эвакуации людей при пожаре.     Вместе с тем, остались ряд принципиальных положений проектов СП, которые вызвали активное обсуждение и расхождения во мнениях предприятий и разработчиков норм. В частности, это касается существенного повышения ВНИИПО значений минимальной огнетушащей концентрации для галогеносодержащего состава «Novec 1230», который широко применяется  в системах пожаротушения на уже эксплуатируемых, проектируемых и строящихся объектах атомной энергетики как в России, так и за рубежом. В этой связи Палатой с участием заинтересованных предприятий вносится дополнительное обоснование руководству ТК №274, которое всё-таки позволит гармонизировать требования с европейскими нормами и избежать необоснованных, избыточных и дорогостоящих вложений в системы противопожарной защиты опасных производственных и других пожароопасных объектов.     Работа ПК-5 в эти дни показала, что активность  достаточно большого числа участников обсуждения всё-таки недостаточна, а роль Палаты могла бы стать ещё более значимой, когда такие организации, предприятия использовали высокий статус и опыт работы Палаты для продвижения необходимых требований в нормативные документы.     Принципиально важным на современном этапе становится возложение в законодательстве ответственности разработчиков нормативных документов в случае причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица, поскольку в соответствии с ФЗ №69 «О пожарной безопасности» и ст.60 Градостроительного Кодекса РФ (ФЗ №190 от 29.12.2004г.) такая ответственность возложена на собственника , а в порядке регресса к проектировщику, СРО, организации, проводившей экспертизу проектной документации и др. Получается, что все эти работы проводятся на основе действующих нормативных документов, однако их разработчики не несут при этом никакой ответственности за результаты применения таких требований, включая их технико-экономическую обоснованность!
  • Кассационная инстанция подтвердила незаконность акта о вводе в эксплуатацию ТРЦ «Зимняя вишня», сообщает Российское агентство правовой и судебной инстанции. Арбитражный суд Северо-Западного округа отклонил жалобу администрации Кемерово на решение суда о признании недействительным разрешения на ввод в эксплуатацию ТРЦ «Зимняя вишня», где в результате пожара в марте 2018 года погибли 60 человек. Заявитель обжаловал в кассационном суде решение первой инстанции от 12 июля и постановление апелляции 21 октября 2019 года. Областной суд в решении от 12 июля отметил, что сведения об объекте капитального строительства, которые содержатся в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, не соответствовали сведениям, отраженным в разрешении на строительство. Проведение строительных работ на объекте капитального строительства осуществлялось при отсутствии разрешения на реконструкцию. На момент принятия инспекцией приказа о назначении должностного лица для осуществления госстройнадзора при строительстве объекта (ТРЦ) в течение полугода строительные работы велись ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат», основной собственник ТРЦ, без участия органов госстройнадзора. Истцами по делу выступили индивидуальные предприниматели (арендаторы ТРЦ), признанные потерпевшими по одному из уголовных дел о пожаре.
  • Минстрой России планирует подготовить изменения в Технический регламент о безопасности зданий и сооружений до 1 марта 2020 года, сообщает ТАСС. Причем все требования пожарной безопасности зданий и сооружений возможно будут содержаться в одном документе - Техническом регламенте о пожарной безопасности. В настоящий момент пожарная безопасность зданий регламентируется федеральным законом № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и федеральным законом № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Все правила будут объединены в один нормативный акт для устранения противоречий и дублирования требований, установленных двумя федеральными законами. Для этого и Министерство строительства до 1 марта планирует подготовить изменения в Технический регламент о безопасности зданий и сооружений. Также будет упрощена процедура согласования специальных технических условий (СТУ) по пожарной безопасности. Сейчас согласование СТУ для проектной документации на объекты капитального строительства ведется сразу двумя ведомствами - Минстроем и МЧС. Необходимость согласовывать специальные технические условия с Минстроем будет исключена, эта функция останется только у МЧС России.
  • В 2020 г. МЧС планирует добиться снижения количества погибших при пожарах на 28% по отношению к предыдущим годам. Определенный профилактический план мероприятий уже утвержден. Об этом на заседании «Клуба деловых людей» заявила руководитель аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе Елена Ромашко. «Речь идет только об информационно-консультационных мероприятиях. Однако все мы понимаем, что данную инициативу можно интерпретировать как «отмашку» на увеличение количества проверок пожарной безопасности», - отметила Елена Ромашко. Ранее правительство внесло в Госдуму законопроект, который радикально ужесточит ответственность за нарушение правил противопожарной безопасности в местах массового скопления людей. Для юридических лиц, которые содержат торговые центры и другие объекты, предназначенные для размещения больше 1000 человек одновременно, отныне будет предусмотрено новое наказание в виде приостановления деятельности на срок до тридцати суток. Соответствующие поправки будут внесены в статью 20.4 КоАП. Сейчас нарушение противопожарных норм карается лишь штрафами — для юрлиц они составляют 150-200 тыс. руб. и могут возрастать до 400 тыс., если власти объявляют «особый противопожарный режим».
  • Минстрой России утвердил свод правил «Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности», устанавливающий требования пожарной безопасности при проектировании и строительстве высотных зданий и комплексов в одном нормативном техническом документе, сообщил глава Минстроя России Владимир Якушев. "Произошло важное событие – в результате межведомственного взаимодействия Минстроем России и МЧС России согласован свод правил по пожарной безопасности высотных зданий. Это пример объединения усилий ведомств для создания безопасной и комфортной среды для жизни людей, понятных и прозрачных условий для бизнеса. Практическое применение свода правил «Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности» позволит исключить необходимость разработки большого количества специальных технических условий (СТУ) по обеспечению пожарной безопасности при проектировании и строительстве высотных зданий. Однако главное значение документа – в том, что его внедрение обеспечит безопасность людей" – сказал Владимир Якушев. Глава ведомства подчеркнул, что благодаря совместной работе двух министерств удалось разработать свод правил, включающий в себя требования по узкоспециальным техническим условиям, и выразил надежду на дальнейшее плотное взаимодействие двух ведомств в работе по нормативному регулированию. Новый свод правил содержит требования пожарной безопасности к объемно-планировочным и конструктивным решениям, обеспечению безопасной эвакуации людей, инженерным системам зданий и системам противопожарной защиты, обеспечению деятельности пожарных подразделений, организационно-техническим мероприятиям высотных зданий и комплексов.
  • При Минстрое России создан штаб по техническому нормированию, сообщает официальный сайт ведомства. Об этом заявил первый заместитель главы Минстроя России Ирек Файзуллин на Всероссийском селекторном совещании у заместителя председателя правительства РФ Марата Хуснуллина. Штаб создан по поручению запреда Правительства России Марата Хуснуллина и главы Минстроя России Владимира Якушева. В его состав войдут представители МЧС, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Росприроднадзора и ряда других федеральных ведомств. В рамках мониторинга штабной работы предлагается взять за основу успешные практики, которые реализуются в ряде субъектов, на территории которых такие штабы уже функционируют. В числе таких регионов - Москва, Татарстан, а также еще ряд субъектов, выразивших готовность поделиться опытом осуществления подобной деятельности. В ближайшее время запланировано направить систему мониторинга с предложениями по организации работы штаба в субъекты федерации для согласования на региональном и муниципальном уровнях.
  • Руководитель юрлица несет ответственность как за соблюдение правил пожарной безопасности, так и за неисполнение предписаний по устранению выявленных нарушений. После внеочередной проверки организации было обнаружено, что она не выполнила ранее вынесенное предписание пожарного надзора. На основании этого факта был составлен протокол и выписан штраф на имя генерального директора общества. Руководитель обратился к мировому судье, который отменил штраф, указав на то, что предписание было выдано в отношении организации, а не ее руководителя, а ответственность за его невыполнение лежит на лице, в отношении которого оно вынесено. Районный суд согласился с выводами мирового судьи. Областной суд также оставил решение без изменений, сославшись на истечение срока давности. Верховный Суд рассмотрел это дело и указал, что руководитель юрлица отвечает как за соблюдение правил пожарной безопасности, так и за неисполнение предписаний по устранению выявленных нарушений. Кроме того, по факту, предписание было выдано как организации, так и ее руководителю, чего не учли суды. Но так как срок давности по делу истек, то направить его на пересмотр невозможно, поскольку это ухудшит положение ответчика (Постановление от 24 декабря 2019 года № 9-АД19-58).
  • Национальное объединение изыскателей и проектировщиков призывает профсообщество поучаствовать в обсуждении первой редакции проекта Технического регламента о безопасности строительных материалов и изделий. Документ размещен на интернет-площадке Нормативы24.рф, предназначенной для общественного обсуждения нормативных технических документов и нормативных правовых актов в строительстве. Функционал площадки дает возможность участнику обсуждения предложить новые версии представленного текста документа, оценить предложения и версии других экспертов, дать свои комментарии ко всему документу или к отдельной его части. Разработка и принятие технического регламента о безопасности строительных материалов и изделий на территории РФ позволят ввести обязательные требования к строительным материалам и изделиям и обязательной сертификации (декларированию) на соответствие национальным и межгосударственным стандартам для повышения безопасности и улучшения качества продукции, отмечают в НОПРИЗ и просят предложения по проекту присылать в адрес своего аппарата. Обсуждение первой редакции Техрегламента продлится до 10 марта. *** Кстати, в НОПРИЗ подготовили 7 проектов профессинальных стандартов для специалистов расчёта и проектирования деревянных (металлодеревянных), бетонных (железобетонных) и полимерных (композитных) строительных конструкций, специалистов, разрабатывающих проекты в сфере охраны окружающей среды, и участвующих в проектировании тоннелей и наружных сетей водоснабжения, водоотведения и канализации. Ссылки на все профстандарты имеются здесь. Предложения по актуализации данных стандартов принимаются до 28 февраля.
  • Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 42 рабочих дня. Данная норма включена в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 1948 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
  • Минстрой России планирует исключить из обязанностей Национальных объединений разработку стандартов. В данном случае подразумеваются стандарты на выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства. Это положение содержит проекте Постановления Правительства РФ «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации и РСФСР…», доработанном Минэкономразвития РФ и направленном всем заинтересованным лицам в письме за подписью заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Татьяной Костаревой.
  • С 1 июля 2020 года начнет действовать СП «Многофункциональные здания. Требования к пожарной безопасности», сообщает Огнепортал. Приказ об утверждении свода правил подписал руководитель МЧС России Евгений Зиничев 15 января 2020 года. Документ разработан представителями ВНИИПО МЧС России, проект СП был вынесен на обсуждение в мае 2018 года.  Новым Сводом правил устанавливаются требования пожарной безопасности при проектировании, реконструкции, ремонте, эксплуатации многофункциональных зданий высотой не более 50 метров. Действие документа распространяется на автостоянки, банки, офисы, кинотеатры, выставки, концертные залы, аптеки, физкультурно-спортивные комплексы и иные объекты. В документе предусмотрены такие понятия, как: антресоль, атриум, галерея атриума, многофункциональное здание и высота атриума. До вступления в силу нового СП пока действует СП 160.1325800.2014 «Здания и комплексы многофункциональные» Министерства строительства и ЖКХ России. Он распространяется на здания высотой до 75 метров с общественными помещениями, расположенными не выше 55 метров с заглублением подземной части до 15 метров. В документе также прописаны вопросы обеспечения пожарной безопасности. В отличие от нового СП в прежнем документе, в частности, не прописаны понятия «антресоль» и «атриум» и требования к ним,  не уточняются объекты, на которые распространяется регламент.
  • Проектирование строительства и капремонта объектов или помещений с массовым пребыванием людей будет происходить с участием органов пожарного надзора. Последний раз такое было в 2006 году. Госдума во втором чтении рассмотрела вопрос о реформировании пожарного надзора. Согласно документа, все проекты теперь должны пройти экспертизу пожарной инспекции. Первое чтение документ прошёл ровно год назад, в декабре 2018 года. Ко второму чтению в законопроект внесены существенные поправки. В частности, было скорректировано определение объекта, помещения с массовым пребыванием людей. Таковыми было решено признать помещения, в которых могут одновременно находиться больше пятидесяти человек. Заключение о соблюдении правил пожарной безопасности получат также все построенные и реконструированные объекты. К пожарному надзору привлекут и муниципальные органы. По мнению одного из авторов законопроекта, первого зампредседателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнеста Валеева, «эти меры направлены на обеспечение безопасности граждан, на защиту их жизни и здоровья, снижение рисков возникновения пожаров и обеспечение согласованных действий представителей всех уровней власти». В среднем в торговых центрах происходит по 15 пожаров в год, площадь пожара — 300 кв. м, ущерб — 10 млн руб. За годы, что пожарный надзор не присутствовал на стройке, один из 4 крупных пожаров за последние 100 лет по количеству погибших людей возник 25 марта 2018 года в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово. Погибло более 60 человек, большинство из них — дети. Причина пожара — короткое замыкание.
  • Восемь коротких рабочих недель ждут россиян в связи с праздниками и переносом выходных в 2020 году. "В наступающем 2020 году короткими для россиян в связи с праздниками и переносом выходных дней будут восемь недель", - сказал собеседник агентства. Сокращенные рабочие недели будут у трудящихся в январе, феврале, марте, апреле, мае, июне и ноябре.
  • Бывший начальник ГУ МЧС России по Иркутской области Валентин Нелюбов возглавит Главное управление пожарной охраны в Центральном аппарате МЧС России. Как сообщили «Альтаиру» в пресс-службе регионального управления МЧС, это вновь созданное подразделение. Он будет временно исполняющим обязанности, пока президент не подпишет указ о назначении. В Москву Валентина Нелюбова откомандировали 21 октября. Как сообщал «Альтаир», в Иркутской области обязанности руководителя управления сейчас исполняет первый заместитель начальника Вячеслав Федосеенко.
  • Правительство России выпустило Постановление от 09.10.2019 № 1303 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В чем суть документа? Поправками существенно изменено Положение о федеральном государственном пожарном надзоре: плановые проверки станут проводить чаще, относить объекты к различным категориям риска будут по-другому, появятся новые правила повышения и понижения категории риска. В частности, появилась новая категория риска объектов. Зачем поменяли Положение о пожарнадзоре? Все изменения направлены на совершенствование государственной функции, связанной с осуществлением федерального госпожнадзора. Поправки приняты с целью снижения риска гибели и получения увечий людьми при пребывании на различных объектах. Так, например, изменение критериев отнесения объектов к категориям риска связано с трудностями эвакуации людей из зданий повышенной этажности и сложностями тушения пожаров, связанными с подачей необходимых средств тушения и доступом пожарно-спасательных подразделений. Какая появилась новая категория риска? Введена новая категория объектов — чрезвычайно высокого риска. Плановые проверки объектов этой категории сотрудники госпожнадзора будут проводить не реже одного раза в год. Что отнесено к новой категории риска? К ней отнесены детские дома, дома инвалидов и престарелых, детские сады (для этих объектов условие — одновременное пребывание более 10 человек), детские лагеря с круглосуточным пребыванием детей, объекты спецназначения в сфере мобилизации. Как теперь распределяются объекты по категориям риска? По категориям риска распределены все объекты массового пребывания людей, в том числе и торговые центры. Объекты защиты поделены на 6 категорий риска: чрезвычайно высокая, высокая, значительная, средняя, умеренная, низкая. Распределение по категориям напрямую зависит от возможного количества людей, одновременно находящихся на объекте. К примеру, к объектам высокого риска отнесены все объекты для временного пребывания более 5 тыс. человек одновременно, кроме объектов транспортной инфраструктуры, а также заведения для проживания или временного пребывания людей в ночное время, где оказывают социальные и медицинские услуги. В категорию значительного риска, например, включены объекты (за исключением жилых многоквартирных домов), где проживают или временно пребывают более 1 тыс. человек одновременно или высота которых составляет более 50 метров. Также под категорию значительного риска попадают многоквартирные дома высотой более 75 метров, а от 28 до 75 метров — к категории среднего риска. Ещё к категории среднего риска отнесены объекты для проживания или временного пребывания более 200 человек одновременно (кроме МКД), объекты с присвоенной категорией пожароопасности. Важно: согласно поправкам МЧС должно будет разработать и представить в Правительство новые критерии отнесения объектов к определённой категории риска до декабря 2020 года. В категорию умеренного риска попали объекты для проживания или временного пребывания больше 50 человек одновременно (кроме МКД), объекты категории умеренной и пониженной пожароопасности. Все остальные объекты отнесены к категории низкого риска. Как изменилась периодичность проверок? Периодичность плановых проверок в отношении объектов всех категорий рисков, кроме низкой, участилась. Проверять будут следующим образом: объекты категории высокого риска — один раз в 2 года (ранее — один раз в 3 года); значительного риска — один раз в 3 года (ранее — один раз в 4 года); среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет (ранее — не чаще чем один раз в 7 лет); умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет (ранее — не чаще чем один раз в 10 лет). Что изменилось в условиях понижения категории риска? В качестве условия понижения категории риска введена регистрация декларации пожарной безопасности для объектов максимум с двумя этажами и общей площадью не более чем 1500 кв. метров. Какие ещё новшества в части смены категории риска? В частности, появились следующие новые правила: категорию высокого риска можно будет понизить до категории значительного риска; значительную категорию смогут повысить до высокой; изменять категорию риска на более высокую или низкую можно будет не более чем на одну ступень; если один объект можно отнести к различным категориям риска, потребуется применять те критерии, которые относят объект к более высокой категории. Что ещё нового в правилах? Госпожнадзор вместо проверок будет проводить плановые осмотры и обследования садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ, земельных участков на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. Когда постановление вступает в силу? Документ вступил в силу 19 октября 2019 года, за исключением отдельных положений
  • Обязательное участие органов государственного пожарного надзора в проведении экспертизы проектной документации могут вернуть. Соответствующий законопроект, внесенный депутатами разных фракций, будет рассмотрен на одном из пленарных заседаний Госдумы в ноябре. Трагедия, произошедшая 25 марта 2018 года в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в городе Кемерово, требует переосмысления и принятия решений, направленных на совершенствование деятельности федерального государственного пожарного надзора и устранение правовых пробелов в области обеспечения пожарной безопасности, отмечают авторы. Инициатива предусматривает возвращение нормы об обязательном участии органов государственного пожарного надзора в проведении экспертизы проектной документации. Здание можно будет начать строить или ремонтировать только после получения заключения. По завершении строительства надзорные органы должны будут выдавать ещё одно заключение — о соответствии построенного или реконструированного здания требованиям пожарной безопасности. Среди авторов инициативы вице-спикер Госдумы Петр Толстой, председатель думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев, глава Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко и другие депутаты.
  • Порядка 700 строительных сводов правил и стандартов актуализирует Минстрой России к 2024 году, сообщает Интерфакс. Данная работа будет проделана в рамках реализации нацпроекта «Жилье и городская среда». Национальным проектом в период с 2018 по 2022 годы предусмотрена разработка около 200 сводов правил и ГОСТов в сфере строительства и актуализация примерно 400 нормативных документов. Кроме того, ведомство провело ревизию нормативной базы в строительной сфере. Как результат - к началу 2019 года фонд нормативных технических документов составил 314 сводов правил и 1 080 стандартов. В нормативно-техническую базу строительства вошли 70 принципиально новых для отрасли документов.
  • МЧС России вносит изменения в Правила лицензирования. Ведомство разработало законопроект о совершенствовании лицензирования деятельности в сфере пожарной безопасности. Министерство опубликовало на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности в области пожарной безопасности». В пояснительной записке указано, что документом предусмотрено предоставление лицензий на деятельность по обеспечению пожарной безопасности сроком на 5 лет, введение уведомительного порядка извещения лицензирующего органа о проводимых работах и услугах, установление требований к соискателю лицензии, в части размера уставного капитала – 150 тысяч рублей, наделение лицензирующего органа полномочиями по приостановлению действия лицензии в случае неоднократного или грубого нарушения лицензионных требований. Далее ведомство приводит анализ правоприменительной практики. Согласно данным министерства, существующее государственное регулирование указанных видов деятельности ‎не позволяет в достаточной мере обеспечить защиту населения от существующих угроз. Системный анализ пожаров и последствий от них на территории России  с 2014 по 2018 год свидетельствует о ключевой роли правильной работы систем автоматической противопожарной защиты. При возгораниях, на которых системы защиты не сработали, погибает и получают травмы в 4,5 и 2,4 раза больше людей соответственно, площадь, уничтоженная пожаром, возрастает в 2,4 раза, а количество уничтоженных объектов увеличивается более чем в 5 раз. Принятие проекта федерального закона позволит проводить мониторинг выполнения организациями работ (услуг) в режиме «реального времени» без взаимодействия с юридическими лицами, повысить ответственность организаций в случае нарушений лицензионных требований, своевременно реагировать на нарушение лицензионных требований и предупредит некачественное выполнение работ и оказание услуг. Публичное обсуждение проекта документа продолжится до 12 ноября 2019 года.
  • С 1 января 2020 года срок выдачи разрешения на строительство сократят с 7 до 5 рабочих дней, сообщает Строительная газета. Кроме того, срок выдачи градостроительного плана земельного участка также будет уменьшен с 20 до 14 рабочих дней. Об этом заявил Дмитрий Медведев во время заседания Правительства РФ. Данные меры должны способствовать ускорению прохождения согласовательных процедур для застройщиков. Кабмин рассмотрел изменения в Градостроительный кодекс и закон о предоставлении государственных и муниципальных услуг в сфере строительства. Внесенные изменения должны унифицировать порядок и условия предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере строительства на территории России.
  • Директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Ринат Еникеев заявил, что в стране с 2014 года на 20% увеличилось количество пожаров в школах. Об этом во вторник, 3 сентября, пишет ТАСС. «В образовательных учреждениях рост числа пожаров на 20% с 2014 по 2018 годы (с 201 до 242). На текущую дату с начала 2019 года произошло уже 180 пожаров», — сказал он. Еникеев заметил, что основной причиной возгораний является неправильное использование электроустановок, а также строительно-монтажные работы и поджоги. 30 августа выяснилось, что в 675 школах России не была настроена система пожарной сигнализации. Датчики этих образовательных учреждений не передают сигнала тревоги в местные подразделения экстренных служб, сообщили «Известиям» в пресс-службе МЧС. Эксперты считают, что такая ситуация может быть связана с недостатком финансирования школ в регионах либо с человеческим фактором. Всего к концу августа надзорные органы МЧС обследовали более 49,7 тыс. образовательных организаций по всей стране — это примерно 94% всех школ. Чаще других нарушений встречаются именно проблемы с пожарной сигнализацией.
  • Утверждены специфические требования по обеспечению пожарной безопасности для объектов, специально предназначенных для пребывания детей, а также объектов с одновременным пребыванием свыше 300 человек, объектов социальной сферы и здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей. Такое решение закреплено постановлением Совета Министров от 22 августа 2019 года №561, сообщили БЕЛТА в пресс-службе правительства. Объектами, специально предназначенными для пребывания детей, считаются здания школ, в том числе спортивных, лагерей, детских больниц и поликлиник и другие сооружения. К объектам с одновременным пребыванием свыше 300 человек относятся здания библиотек, музеев, филармоний, цирков и зоопарков (в том числе передвижных), клубов, дворцов культуры, поликлиник, банков, объекты общепита, торговые объекты, спортивные сооружения. В эту категорию попадают также театры, кинотеатры, вокзалы, культовые здания, гостиницы, общежития, многофункциональные комплексы и другие здания с вместимостью свыше 300 человек. В требованиях прописано, что во время работы объекта с одновременным пребыванием свыше 300 человек не допускается закрывать на замки двери, расположенные на путях эвакуации. На таких объектах не реже двух раз в год должны проводиться тренировки для отработки действий по безопасной эвакуации людей при пожаре. При организации ярмарок на открытом воздухе с более чем 300 посетителями организатор обязан будет предоставить схему торговых мест с указанием для пожарной аварийно-спасательной техники проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, торговым местам, водоисточникам. Выходы с территории ярмарки должны быть рассредоточены и располагаться на расстоянии не более 100 м друг от друга. Свободных проезд пожарной техники должен быть обеспечен и при работе передвижных зоопарков и цирков. Кроме того, правительством утверждены специфические требования по обеспечению пожарной безопасности для объектов метрополитена, а также на судах внутреннего водного транспорта. Соответствующие решения закреплены постановлениями Совета Министров от 22 августа 2019 года №559 и №560 соответственно. Право разъяснять вопросы применения специфических требований предоставлено Министерству по чрезвычайным ситуациям. Ответственность за их нарушение и (или) невыполнение устанавливается в соответствии с законодательством. Постановления вступают в силу через три месяца после их официального опубликования.
  • Законопроект об усилении контроля Госпопожарнадзора при строительстве объектов  будет рассмотрен Госдумой во втором чтении, сообщает ТАСС. Документом предусмотрена обязательная экспертиза проектной документации сотрудниками Государственной противопожарной службой. Законопроект уже прошел согласование с профильными ведомствами. В проекте нормативного акта пожарные инспекторы наделяются полномочиями по надзору при проектировании объектов капстроительства, а также  на всех стадиях строительства зданий с массовым пребыванием людей. Особое внимание при этом предлагается уделять торгово-развлекательным комплексам, кинотеатрам и концертным залам, учреждениям образования и здравоохранения. Пересмотр законодательства о пожарной безопасности, был связан с пожаром в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерове весной 2018 года.
  • Для этого при Правительстве РФ может быть создан Общественный деловой совет. С таким предложением выступил Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов, проанализировав законопроекты Минэкономразвития России о госконтроле и об обязательных требованиях. Отзыв об этих инициативах правозащитник направил заместителю председателя Правительства РФ Константину Чуйченко.
  • 31 ТЦ в Краснодарском крае – под угрозой закрытия из-за нарушений пожарной безопасности, сообщает пресс-служба МЧС региона. На данных объектах до сих пор не устранены нарушения требований пожарной безопасности, выявленных при проверках сотрудниками Госпожарнадзора. Всего в регионе проведено контрольно-надзорных мероприятий на 449 объектах с массовым пребыванием людей. Владельцам торговых центров вручено свыше 180 предписаний об устранении более 4000 нарушений требований пожарной безопасности. После проведений рейдов предпринимателями устранено 2995 нарушений. За невыполнение предписаний возбуждено 138 административных дел, направленных для рассмотрения в суд. Штрафы в отношении юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности могут достигать 200 тысяч рублей, в условиях особого противопожарного режима - до 400 тысяч. А если вследствие пожара причинен тяжкий вред здоровью, то до одного миллиона рублей или административная приостановка деятельности на срок до 90 суток.
  • МЧС России разработало нормативные документы в области пожарной автоматики, сообщает официальный сайт ВНИИПО. На базе Научно-исследовательского института противопожарной обороны прошло обсуждение проектов межгосударственного стандарта ГОСТ «Приборы приемно-контрольные пожарные. Приборы управления пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний» и проекта свода правил «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования». Участниками «круглого стола» были рассмотрены несколько вопросов: - запрет на совмещение функций охранной и пожарной сигнализации; - запрет на подключение более 512 пожарных извещателей к приборам, незащищенным от системных ошибок; - устойчивость к единичным неисправностям в линиях связи. Кроме того, эксперты затронули проблему количества извещателей в помещении. Результаты обсуждения будут проанализированы разработчиками, с целью внесения соответствующих изменений в проекты окончательных редакций, обсуждаемых документов.
  • Более 300 человек погибли за два последних года в странах Европы из-за опустошительных пожаров. Новое авиасоединение ЕС призвано предотвратить такие катастрофы в будущем.
  • Мэр Москвы Сергей Собянин назначил заместителя руководителя столичного департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. Соответствующее распоряжение опубликовано на официальном сайте мэра города. «Назначить Скоркина Дмитрия Вячеславовича на должность заместителя руководителя департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы – начальника управления подготовки департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы с заключением служебного контракта сроком на пять лет, но не превышающим срок полномочий мэра Москвы», - следует из документа. Ранее Д.Скоркин был только начальником управления подготовки департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности столицы.
  • ВНИИПО МЧС подготовил два проекта ГОСТов, сообщает ogneportal.ru. Проект ГОСТа «Покрывала для изоляции очага возгорания. Общие технические требования. Методы испытаний» является межгосударственным стандартом, соответственно  его должны рассмотреть представители Евразийского совета по стандартизации, метрологии и сертификации. Документ содержит требования к покрывалам, применяемым в качестве первичного средства пожаротушения, а также при защите конструкций, проведении огневых работ и для спасения человека. ГОСТом установлены технические характеристики материала, методы огневых испытаний и их оценку. Обсуждение данной редакции документа будет продолжаться до 16 октября 2019 года. ГОСТ «Конструкции строительные. Покрытия бесчердачные на основе стального профилированного настила. Метод испытания на пожарную опасность» будет действовать только на территории России. Он устанавливает методы испытаний на пожарную опасность конструкций бесчердачных перекрытий и используется  для предварительных испытаний на пожарную опасность опытных образцов. Замечания и предложения по новому стандарту можно направлять до 30 сентября 2019 года.
  • Совет Федерации одобрил принятый государственной Думой Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Документ, разработанный МЧС России, конкретизирует состав, полномочия и задачи органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Важные изменения коснулись председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности российских субъектов. Теперь их функции возлагаются на руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Аналогичные комиссии в муниципальных образованиях будут возглавлять главы местных администраций.
  • Строить жилые небоскрёбы без развития средств пожаротушения высотных зданий и систем эвакуации людей нельзя. Такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM высказал председатель правления организации «Гражданский патруль» Ростислав Антонов (Навосибирск), комментируя информацию о том, что в «Москва-Сити» готовят строительство самой высокой жилой башни в Европе. Читайте также: В «Москва-Сити» готовят строительство самой высокой жилой башни в Европе «По большому счёту, комплекс «Москва-Сити» представляет собой своеобразный город в городе, с крайней плотностью застройки и развитой системой коммуникаций между небоскрёбами. Мне сложно оценить, как решены в нём вопросы пожаротушения, но мне известно, как горят эти небоскрёбы, а горят они хорошо. Достаточно вспомнить пожар в Грозном или Дубае. А потому я согласен с таким мнением, что без развития как средств пожаротушения высотных зданий, так и систем эвакуации людей строить подобные объекты нельзя. Но вопрос скорее не в том, чтобы запретить их строительство, вопрос скорее лежит в плоскости постановки правильных задач. Необходимо, чтобы городские власти учитывали важность этого вопроса при формировании планов развития города, согласовании архитектурных проектов и закупке специализированной техники», — считает Ростислав Антонов. Как уже сообщало ИА REGNUM, в июле 2019 года стало известно, что в Москве начались подготовительные работы к строительству жилого небоскрёба на территории международного делового центра «Москва-Сити». Планируется, что это будет самая высокая в Европе жилая башня. Площадь застройки составит 0,8 га, общая высота башни достигнет 405 м, высота стилобата — 80 м. В здании предусмотрены 101 надземный этаж и три подземных. Между тем, по мнению эксперта по пожарной безопасности Ольги Леоновой, причиной гибели людей во время пожаров в высотных зданиях практически всегда является неправильная эксплуатация объекта с точки зрения противопожарной безопасности, которая приводит к невозможности своевременной эвакуации.