Алексей Херсонцев: Правила выполнения работ по сертификации необходимо максимально конкретизировать

  • 22.03.2017
    В ходе дискуссии участники обсудили вопросы развития системы технического регулирования Евразийского экономического союза, организации надзора за соблюдением требований технических регламентов, совершенствования систем технического регулирования и аккредитации в целях построения современной инфраструктуры качества в Российской Федерации, формирования системы нотификации органов по оценке соответствия. Подняты проблемы развития системы стандартизации в России, ее влияния на решение вопросов промышленной политики, развитие экспортного потенциала отечественной промышленности. Рассмотрены вопросы, связанные с усилением противодействия проникновению на рынок недоброкачественной и контрафактной продукции.

    В своем выступлении руководитель Федеральной службы по аккредитации подчеркнул особенную актуальность вопросов подтверждения безопасности продукции в связи с высокой заинтересованностью отечественной промышленности, производителей FMCG сектора, выходить на рынки, которые ранее были заняты импортной продукцией, а также глобальной задачей Правительства РФ по поддержке выхода российских экспортеров на зарубежные рынки.

    В России сформирована единая национальная система аккредитации, создана необходимая нормативная база. В настоящее время завершается оценка Росаккредитации со стороны Азиатско-Тихоокеанской организации по аккредитации лабораторий APLAC, положительные итоги которой обеспечат глобальное признание результатов деятельности отечественных лабораторий на уровне Международной организации по аккредитации лабораторий ILAC, что положительно скажется на возможностях упрощения экспорта российской продукции. В то же время дальнейшее повышение доверия к результатам деятельности органов по сертификации требует дополнительных усилий по совершенствованию правил их работы.

    По мнению главы национального органа по аккредитации, основное внимание необходимо сосредоточить на принятии четких обязательных правил выполнения работ по сертификации. Практика показывает, что их практически полное отсутствие в настоящее время позволяет недобросовестным лицам выдавать сертификаты без проведения реальных оценок соответствия продукции, а для добросовестных создает риски быть привлеченными к ответственности за ненадлежащее выполнение работ по сертификации. «Поэтому при принятии технических регламентов необходимо максимально ответственно отнестись к разработке разделов, касающихся правил подтверждения соответствия продукции», - отметил Алексей Херсонцев.

    Требуют концептуального пересмотра и подходы к правилам выполнения работ по сертификации серийно выпускаемой продукции. Необходимо зафиксировать повышенные обязательства органов по сертификации по контролю обращения такой продукции на рынке, информированию о проведении инспекционного контроля. Позиция Росаккредитации в том, что следует ускорить принятие законопроекта, предусматривающего аннулирование сертификатов соответствия на серийную продукцию, в рамках которых не проведен инспекционный контроль. Сами правила инспекционного контроля должны быть четко обозначены обязательными для применения документами в области стандартизации.

    По мнению руководителя Росаккредитации, одним из приоритетов государственной политики в области технического регулирования является пересмотр подходов к «серийной» сертификации и декларированию импортируемой продукции. В рамках проводимой в настоящее время работы по совершенствованию Договора о Евразийском экономическом союзе должны быть изменены подходы, позволяющие подавать в отношении производимой серийно продукции заявки на сертификацию и принимать декларации так называемым «уполномоченным производителем лицам», в реальности зачастую являющимися фирмами-однодневками, используемыми для уклонения от ответственности за поставки некачественной продукции. Следует проработать правовой механизм прямого признания иностранным производителем юрисдикции российских судов по гражданско-правовым требованиям, связанным с соответствием продукции обязательным требованиям, и российских органов надзора – по требованиям об отзыве продукции, а также о привлечении к административной ответственности.

    Директор Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии Арман Шаккалиев также отметил, что сейчас стоит задача перехода к перспективному техническому регулированию с учетом промышленного потенциала государств-членов ЕАЭС. Речь идет об установлении обязательных требований к продукции с учетом международной практики регулирования, повышении качества, конкурентоспособности продукции  посредством усиления роли межгосударственной стандартизации, определении новых объектов технического регулирования. Он подчеркнул, что оценка соответствия – основной инструмент реализации технических регламентов  ЕАЭС. Поэтому сегодня необходимо обеспечить  достоверность процедур оценки соответствия посредством внедрения института нотификации, обеспечить проведение в государствах-членах Союза оценку соответствия по единым правилам и процедурам, установленным в технических регламентах, уточнить  и развить подходы к оценке соответствия и согласование единых схем.

    Алексей Херсонцев поддержал осуществляемую Комиссией ЕАЭС работу по совершенствованию типовых схем оценки соответствия и сообщил, что при этом считает необходимым закрепить за Правительством Российской Федерации право принятия для российских аккредитованных лиц «горизонтальных» правил подтверждения продукции в обязательной сфере – как в отношении продукции, на которую приняты технические регламенты, так и в отношении включенной в утвержденный Постановлением Правительства № 982 перечень продукции. С его точки зрения, следует максимально активизировать принятие документов в области стандартизации, посвященных правилам оценки соответствия, в том числе отдельным ее элементам (идентификация, анализ производства и другим), а также обеспечить их обязательное применение аккредитованными лицами при выполнении работ в обязательной сфере, закрепив соответствующие ссылки на них в критериях аккредитации органов по оценке соответствия.

    Заместитель Министра экономического развития РФ Савва Шипов разделил позицию о необходимости «горизонтальных» документов, определяющих процедуру прохождения оценки соответствия, и подтвердил намерение Минэкономразвития России предусмотреть разработку такого нормативного правового акта, что в целом благоприятно скажется на положении дел в отрасли.  

    За последние пять лет Росаккредитацией проведена серьезная работа по «расчистке» реестра аккредитованных лиц от недобросовестных организаций. За счет внедрения принципов риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности Службе удалось в четыре раза сократить количество органов по сертификации, в три – испытательных лабораторий. Между тем на рынке еще присутствуют отдельные «органы по сертификации» и «испытательные лаборатории», которые пользуясь лазейками в законодательстве, выдают документы об оценке соответствия без проведения необходимых испытаний, анализа производств, подрывая доверие ко всей системе.  

    Поэтому, по мнению замминистра, помимо отмеченной острой необходимости издания современных и подробных правил проведения работ по оценке соответствия, следует ускорить принятие поправок в законодательство, предусматривающих немедленное прекращение действия аккредитации лиц, уклоняющихся от проведения государственного контроля, а также вводящих запрет на рекламу услуг по сертификации неаккредитованными лицами.

    В ходе своего выступления Савва Шипов подробно остановился на проведенной Минэкономразвития России доработке ряда положений действующего законодательства в сфере аккредитации, сделанной по результатам обширной правоприменительной практики, а также предложениям предпринимательского и профессионального сообществ.

    По итогам мероприятия организаторы предложили участникам зафиксировать высказанные предложения в Резолюции конференции.